Суббота, 18.05.2024, 22:51
Красновская СОШ
Краснинский район Смоленской области 
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Каталог статей Регистрация Вход
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [2]

Красная Горка
Праздники России
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка.

Развитие творческой деятельности и познавательной активности учащихся в процессе обучения родному языку.
Творческие работы учащихся: создание разнообразных миниатюр, рифмовок, уроки поэзии в процессе работы по УМК Г.Г.Граник (5-ый класс)
Осипенко Галина Михайловна – учитель русского языка и литературы, Красновская средняя школа Краснинского района Смоленской области.

Работая по названной теме, прежде всего, стараюсь изучить и осмыслить идеи выдающихся учёных-лингвистов, педагогов, таких, как Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, Д.Б.Эльконин и др.
Считаю язык не только коммуникативным средством, но, главное, и содержанием духовного развития личности.
Первые воздействия в языковых занятиях ребёнка должны быть на уровне искусства. Художественное слово идёт впереди языковых обобщений.
Данная тенденция выполняется всем курсом программы по русскому языку под общей редакцией Г.Г.Граник и построением учебника «Русский язык», 5-ый класс, авторы: Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко.
Основной объём знаний по русскому языку приобретается ребёнком в его собственной, мотивированной самой жизнью творческой деятельности: это обогащение языка ребёнка за счёт речевой среды, в процессе живой речи; чтение интересных произведений; усвоение через язык разнообразных учебных предметов; наблюдения над языком и его исследования; конструирование и моделирование языковых структур, выразительное и творческое чтение, драматизация и пересказы, рассказы и сочинения; воздействие поэтическим словом. Всё это активная познавательная деятельность ученика.
В своей работе руководствуюсь основными положениями концепции развивающего обучения.

Поэтическое слово должно хранить в себе тайну
Вот для чего мы пришли в этот мир:
Сделать прекрасным его постараться!
Вслушайся в звуки чарующих лир
И научись каждый день удивляться…
Известно: положительные эмоции стимулируют мыслительный процесс, помогают ребёнку лучше усвоить изучаемый материал. Эмоционально развитый человек легче ориентируется в огромном информационном потоке современности.
Для успешного овладения учеником языковыми средствами как отправной пункт должен, конечно же, присутствовать особый эмоциональный настрой. Нужно научить ребёнка удивляться, всматриваясь в окружающий мир, видеть в нём прекрасное. И тогда он вполне естественно, с энтузиазмом научится использовать и средства выразительности речи, чтобы наиболее полно выразить свои чувства.
На уроках и во внеклассных мероприятиях я учу детей рифмовать строки. Постепенно знакомлю их с некоторыми приёмами стихосложения. Но эти «произведения» ещё не поэзия. Главное – научить чувствовать поэзию слова, создавать образ; и тогда дети научатся чувствовать поэзию во всём: в природе, в отношениях людей, в осознании своего «я». Мне очень импонирует то, что в учебнике русского языка для 5-ого класса (Г.Г.Граник, Н.А.Борисенко) такое большое значение придаётся использованию всевозможных рифмовок, разнообразных художественных текстов.
Поэзия – это дар, талант, но я считаю, что прикоснуться к волшебству поэтической речи, почувствовать музыку слова, его тайну должен каждый ребёнок, чтобы стать духовно богаче, пробудить в себе творческие силы.
Однажды…
…В школе проходила выставка цветов, вернее, цветочных композиций, а после её завершения ребята убирали цветы и разносили вазы по классам. Таким образом, в наш класс вернулась ваза, в которой стояла шикарная роза – вот только вокруг этой царицы кто-то поставил простые милые ромашки…
Было как-то необычно и трогательно. Мы смотрели на этот букет и думали…
На букет с ромашками нежно погляжу…
Между ними розочку я вам покажу!
Ромашка – символ дружбы,
А роза – красоты.
Так пусть же будут вместе
Символом любви!
Ромашка прекрасна,
Друг солнца она,
А яркая роза
Красою полна.
Быть вместе в букете
Бывает не часто –
Смотрите, ведь это
Энергия счастья!
Анна, 7 класс

Роза – любовь, а ромашка – нежность…
Роза завянет – любовь уйдёт,
Ромашка завянет - нежность пропадёт,
Но сейчас они вместе и радуют глаз
И будто бы просят: «Запомните нас!»
Юлия, 7 класс

Красная роза такая красивая,
Но только с ромашкою стала счастливою.
Такого букета прекраснее нету,
Из бывшего лета он шлёт всем приветы!
Инесса, 7 класс

…Замечательная девочка Таня учится в 8-ом классе нашей школы. Она мечтательна, любит природу, чувствует рифму и пробует сочинять стихи. Вот некоторые из них:
Солнце ясное,
Небо красное
И закаты, нам не подвластные!
Тучи мрачные,
Горы значные –
Для улыбок лишь однозначные!
Море синее
С чёрным инеем –
Ударяется всё об линию!
Ветер воющий,
Небо моющий,
Разрывается, будто ноющий!
Зори красные,
Зори синие
Опечалены, обессилены!
Солнца лучик пал,
Улетел, упал,
На сырой земле утонул, пропал!
Тут погодушка наигралася,
Потихонечку рассосалася!
И настал денёк ясней ясного,
Зародился он из прекрасного!
Солнце жарит всё, не нажарится,
А народ-то им наслаждается!

Цветочек полевой,
Глазёнки синеватые,
Стоит вниз головой,
Лишь листья приподнятые.
Дожди его польют,
Ветра его осушат,
Лучи теплом зальют
И ярко жить научат.
Грустит дружок родимый,
Головку опустив,
А ветер дует мимо –
Порыв…, ещё порыв…

Дождик и слякоть –
На улице мрачно.
Солнышко, где ты?
Прошу: не прячься!
Тучка за тучкой,
Капля за каплей
Лучик последний
Прячут украдкой!
Грома раскаты,
Молнии рёвы…
Где же закаты,
Те, что вишнёвы?
Может, за тучей,
А может, за школой,
А может, повисли
На ветке вишнёвой?!

…Осень – прекрасная пора года, воспетая в поэзии и прозе, одухотворённая в живописи и музыке.
Мы выходим на улицу и замираем. Школа – сказочный дворец в чертогах осеннего царства! Под ногами пышный самотканый ковёр, неподвижно, склоняясь в каком-то восторженном поклоне, стоят берёзы, свесив поредевшие, но, по-прежнему, прекрасные ветви. А небо пронзительно-синее – и душа просит полёта!
Как выразить всё то, что чувствуешь? И вот… сначала робко, как бы невзначай, потом вдруг бурно, будто налетел ураган, появляются слова, слагаясь в строки – и вот уже мысли опережают одна другую…

Осень…Совсем незаметно,
Будто бы на заказ,
Листья сорвало ветром –
Вот и осенний вальс…

Огонь рябин и неба синева
Тревожат. На душе печально.
А знаешь, осень, ты в одном права:
Всё в жизни совершенно не случайно.

Ещё в букете не завяли астры,
Порою жизнь на радости щедра.
А знаешь, осень, ты подольше здравствуй,
Ведь в общем, ты – прекрасная пора!
Осипенко Г.М.

Вот осень на дворе, взгляни,
С деревьев листья раскидала,
И на земле лежат они,
Как будто золото упало…

Леса, поля, равнины, перелески
Горят под золотым шатром,
И ветер поднимает занавески,
Как будто в сказке мы живём!
Вадим, 7 класс

Сегодня солнце светит с неба
И светит ярко-ярко,
Как будто радуясь чему-то.
А может, мы развеселили солнце?
А может, и не мы,
И только осень в этом виновата…

Листья опали с деревьев,
Скоро морозы стукнут.
Люди, оденьтесь теплее,
Чтобы согрелись руки!
Илья, 7 класс
На пенёчке сижу и стихи сочиняю,
За тобой, листопад, наблюдаю…
Опадает листва,
Все поля опустели.
Журавли собираются медленно в клин –
Полетели…
Осень ковёр золотой принесла,
Жёлтые яства к ногам поднесла…

Сегодня мне грустно,
А завтра – смеюсь,
Сегодня печалюсь,
А завтра – резвюсь…
Как будто погода мне давит на нервы…
Я знаю, приходит мне это не первой!
Так нужно верить в счастье –
И в этом я права!
Пусть прочь уйдут ненастья –
К безлюдным островам!
Анна, 7 класс

***
Кружатся и падают листья-листочки,
А в небе виднеются чёрные точки –
То улетают на юг журавли,
Но не волнуйтесь – вернутся они!

Октябрь.… В слове этом ярко-красная листва…
В танце осеннем кружится она.
Ветер подует – поднимется ввысь,
Вот так октябрь – чуду дивись!
Юлия, 7 класс
***

Осень рыдает –
Листва опадает…
Лысых деревьев
Печальная стая…

Синяя ваза, красивый букет –
В нём хризантемы – осенний привет…
Александр, 7 класс
***

Ветер, дождь, и на улице слякоть,
И мне очень сильно хочется плакать…
Вдруг захотелось в лужах купаться,
А может быть просто взять рассмеяться?
Дождик льёт ручьём,
Ветер дует стужей,
А мы с ребятами идём
Босиком по лужам!

Вот и солнце снова светит,
Греет души всем на свете.
Опадает осенью жёлтая листва –
У меня от этого кругом голова! Инесса, 7 класс
…За окошком снегопад – на уроке стихопад…
Мы с ребятами любим эти минуты урока: я даю рифму – её нужно развить, создав определённый образ. Конечно же, можно отступать от этой рифмы,
можно начинать с собственной – это только приветствуется! Мы называем такие моменты урока по-разному: минутки поэзии, сочинение-этюд, зарисовки и т.д. Это зависит от цели и темы урока, от продолжительности данного этапа и, в конце концов, от настроения. Часто это только начало работы, а продолжение – дома. С нынешним 8-м классом вот уже 4-ый год подряд четыре раза в году: осенью, зимой, ранней весной и тогда, когда бушует май, мы проводим уроки поэзии на улице. Поверьте, это здорово! Те эмоции, то вдохновение, которое мы получаем от общения с природой и СЛОВОМ, дают нам огромный положительный заряд впрок и, конечно же, пробуждают творческие способности у детей.
…Начало нынешнего декабря больше походило на осень, а мы, как всегда, хотели снега и зимы, хотя уже и избаловались теплом. И вот, наконец, дождались…
Ах, эта осень в декабре…
И капли-слёзы на стекле.
Тепло идёт куда-то вдаль –
Мне очень жаль, мне очень жаль…
Но скоро будет новый год,
С собой удачу принесёт!
И взрослые, и дети,
И все-все-все на свете
Так ждут 2010-ый год!
Наташа, 5-ый класс
***
Ах, эта осень в декабре…
И капли-слёзы на стекле…
Опять сижу, грущу одна –
Я вспоминаю «радость дня»…
Но что же стало с декабрём?
Ответ найти мне не по силам,
Но знаю точно, что в стихах
Могу я выразить унынье.
Печаль на сердце…
Всё счернело,
Душа моя вдруг замертвела,
Но знаю точно, что разбудишь
Мою любовь, ты не забудешь
обо мне,
Как эту осень
в декабре…
Анна, 8-ой класс
***
Ах, как прекрасна эта осень!
И капают дождинки, словно слёзы,
И слякотно, и сыро в этот день,
Но скоро ведь пойдут морозы
И заморозят осень-карусель…
Валентина, 5-ый класс
***

Кружился, падал белый снег
Так плавно и торжественно,
И был желанным он для всех,
Что странно и естественно.

Душа в смятении была,
Природа – в совершенстве.
Душа томилась и жила,
И таяла в блаженстве…

А снег ласкался, грел лицо
И таял на ресницах…
Жизнь замыкалась, как кольцо,
И мчалась колесницей…

Тропинка за собой вела,
Таинственная, снежная.
Она взволнованно звала
В иную даль, безбрежную…

Туда, где счастье – снежный дом
Заковано в молчании,
А впрочем, этот нежный ком
Растаял в ожидании…
Г. Осипенко

Рифмовки, сочинённые учащимися 5-ого класса на уроках русского языка и дома. (Тема: «Чередующиеся гласные в корне»)

Корни бегали, играли,
На урок к нам забежали.
Прискакали, подскочили
И учили нас, учили!
Вот уже взошла заря –
Всё творили мы не зря.
Мы усилья прилагали,
Мы старанья приложили,
Низко голову склоняли,
Мы внимали, понимали –
Вот и корни изучили!

Расстилалась скатерть снежная,
Простиралась даль безбрежная.
Зори алые разгорались,
А метели не унимались.
И, казалось, зима прилагала усилия:
Снега, снега кругом изобилие!
Пусть зима всё сопит, придирается,
Дверь в весну всё ж чуть-чуть отпирается,
Подровняют макушки леса,
Обмакнёт в воду шубу лиса,
Станут чистыми стёжки-дорожки,
И наденут берёзки серёжки.

За компьютером сидели –
Мы старались, мы потели…
Предложенья набирали,
Ошибались и стирали.
Мы усилья прилагали –
Всё сначала набирали.
Строчки мы потом ровняли
И абзацы уточняли




-оро- - -ра-, -оло- - -ла-
Я, ребята, очень рад:
Знал я город, знаю град!
Есть и золото, и злато,
Мы с тобой добром богаты!

Разгорелся закат над землёю –
Полюбуйся прекрасной зарёю…

В безударном положеньи
Знайте это без сомненья:
-гор-, -клон-, -твор- -
О - о – о – простор!
В –зар- и –плав-
А – поставь!
Утварь, пловец, пловчиха –
Исключенья вспомни тихо…

Протирать, собирать, вытирать, убирать –
Да, от работы нельзя удирать.
Как заблестела квартира!
Умница, Ира! (-ира-)

Если стараться всегда убирать,
Будет всё чистотою блистать.

Исключенья изучили,
По порядку повторили:
Утварь на кухне древней была –
Мама в музей её передала.

У берега льдина – там заяц с зайчихой –
Надо помочь вам, пловец и пловчиха!

Ростислав в Ростове жил,
Росток счастья он взрастил!
Чтоб его в Москву доставить,
Денег нужно бы добавить.
Получить купюры в долг
Ростовщик ему помог.
Удалось росток доставить –
Отрасль сельскую прославить!



Я на лошади скачу,
Будто ветер, я лечу!
Лошадь делает скачок –
Крепче ты держись, дружок!
Сердцу радостно в груди –
Вот равнина впереди!


Приведём в порядок знания –
Надо лишь иметь желание!

…Мы учимся: мечтаем, думаем, анализируем…
Слово пятиклассников о новом учебнике
Мой учебник
Учебник русского языка нам прислали не сразу. Около двух недель мы учились без него. Наша учительница Галина Михайловна рассказывала нам, какой он красочный и интересный. Я сразу представила его именно таким! Когда нам прислали книги, учительница раздала всем по учебнику. Мне сразу бросилась в глаза яркая красочная обложка. Вот мы рассмотрели форзац учебника, условные обозначения и приступили к первому параграфу. Чем больше я училась по новому учебнику, тем больше он мне нравился! Особенно мне понравилось то, что в нашем учебнике есть песенки-напоминалки, с помощью которых мы лучше усваиваем материал. Учебник русского языка научил меня писать без ошибок, правильно расставлять знаки препинания, правильно произносить слова. С помощью учебника мы узнали о многих знаменитых людях, а самое главное, мы научились «включать» своё воображение. Когда я «включаю» свой «волшебный фонарь», я нахожусь совсем в другом месте, забываю обо всех своих проблемах и даже о том, что сейчас урок. Сбывается моя заветная мечта в той волшебной стране. Для меня самым интересным был параграф «Орфограмма с девчачьим именем». Мне было очень интересно узнать, какое же имя скрывается в некоторых словах? Иногда я рассказываю друзьям о нашем замечательном учебнике. Мне, например, очень жаль тех ребят, у которых нет такого удивительного учебника.
Большое Вам спасибо, Граник Генриетта Григорьевна, Борисенко Наталья Анатольевна, за такой красочный и хорошо оформленный учебник русского языка. Я учусь по нему с удовольствием! Обещаю: я буду любить и беречь его!
Наталья

Мой любимый учебник
Две недели у нас не было учебника, а потом нам его прислали. Мне понравился учебник, потому что в нём страницы цветные, красивые и интересные.
Этот учебник учит меня писать красиво и аккуратно, не делать ошибок в словах и предложениях, помогает хорошо усваивать тему.
На уроках русского языка мы включаем свой «волшебный фонарь». И происходит чудо: то я вижу, будто я на какой-нибудь поляне в лесу, то в каких-то незнакомых мне странах, я вижу через «волшебный фонарь» природу: разные деревья, травы, цветы и даже разных животных. Сбывается моя мечта: побывать в дальних краях!
Мне понравился параграф, который называется «Орфограмма с девчачьим именем». Там говорится о блоке –ира-. У меня есть сестра Ира, и я сказала ей об этом блоке, а мама спросила: «А есть блок Лена?» Но пока такого блока нет.
Когда я рассматриваю учебник, он нравится мне всё больше, и я говорю младшим ребятам, чтобы они тоже по нему учились. В этом учебнике много интересного.
Огромное спасибо Вам, уважаемые авторы, за то, что Вы создали такой красивый цветной учебник. Я очень рада, что есть такая книга!
Оксана

Я учусь…
Моя встреча с новой книгой произошла в сентябре, когда я пришла в пятый класс. Я держала в руках учебник и радовалась. Меня удивило, что в учебнике русского языка есть игры-переменки, на которых можно отдохнуть. Учебник научил меня «включать» «волшебный фонарь». Быть доброй и умной. Моя мечта – встретиться с автором учебника русского языка. Мне понравился параграф двадцать один, потому что в нём есть смешное стихотворение «Бутерброд». Учебник русского языка – это самый красивый учебник пятого класса.
Дорогие авторы, я хочу сказать Вам спасибо за то, что Вы создали учебник русского языка для пятого класса!
Анастасия

Я учусь с интересом
В начале года мы с нетерпением ожидали новый учебник. А когда его привезли, он сразу же мне понравился. Что же меня удивило в нём? Прежде всего, красочность, но больше всего мне понравились рассказы, песенки-напоминалки!
Чему научил меня учебник? Многому. Например, выделять орфограмму с девчачьим именем и тому, что суффикс -а- может командовать другими гласными.
Что сказать моим друзьям?
Любите книги!
Желаю любознательными стать!
Желаю жить, мечтать, играть
И русский знать!
Большое спасибо авторам Русского языка за то, что они создают такие красочные интересные учебники.
Наталья

Мой учебник
Первый раз я увидела учебник русского языка для пятого класса в сентябре. Мне он сразу понравился. Красочный! Так много интересных рассказов! А ещё он понравился мне тем, что очень хорошо объясняет новую тему.
«А чему уже научил меня учебник?» - порою задаю себе такой вопрос. «Правильно писать, быстро читать, фантазировать!» - отвечаю я себе. Очень часто то, о чём рассказывается в учебнике, не знают даже мои родители! И я горжусь тем, что уже в пятом классе мы знаем так много.
Моя мечта –
Она проста.
Она одна –
Она прекрасна:
Лететь, как птица, в небеса
И радоваться счастью!
Мне очень понравился параграф во второй части учебника, в котором рассказывается о том, что приставки изменяют лексическое значение слова. Это интересная тема!
Я очень хочу рассказать своим друзьям о том, что мой учебник такой красочный, в нём много интересных параграфов с весёлыми названиями!
Уважаемые авторы учебника Русский язык!
Я благодарю Вас за то, что Вы создали такой прекрасный учебник!
Валентина

Устами ребёнка глаголит истина… Можно много говорить о достоинствах учебника Русский язык, 5-ый класс, авторы: Г.Г. Граник Н.А. Борисенко. Можно перечислять инструкции, правила, предполагающие формирование умственных приёмов, необходимых для качественного усвоения материала. Можно говорить о прекрасном знании авторами данного учебника психологии ребёнка и тонком расчёте на образное мышление. Всё это так. И удивительная цветовая гамма, и подборы текстов…
И всё же, видимо, есть что-то ещё гениально-авторское, незримое, то, что вызывает у ребёнка бурю эмоций, стимулирует любознательность и, наконец, даёт возможность учиться с удовольствием! Впрочем, мне как учителю, учебник не просто нравится, он вызывает у меня желание работать – и работать с удовольствием. Спасибо авторам!

Категория: Мои статьи | Добавил: ГО (10.10.2012)
Просмотров: 1930 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 45

Мини-чат

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Департамент образования
  • ФИПИ
  • Портал поддержки СПО
  • Администрация области

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz